В своём докладе по мониторингу образовательной системы за 2017-2018гг. ЮНЕСКО призвала не возлагать вину за качество образования исключительно на учителей. В документе отмечается, что образование подразумевает коллективную ответственность школ, учителей и родителей. В международной организации заявили о необходимости определения чётких обязанностей и установления подотчётности касательно невыполнения этих обязанностей и требуемых в таких случаях мер.
По итогам мониторинга ЮНЕСКО выступила за создание опорной подотчётной системы образовательных учреждений и педагогов, отказ от карательных мер (в первую очередь на основании узких показателей успеваемости), установление внимательного контроля над образовательной системой и формирование независимых органов для рассмотрения жалоб.
Доклад содержит широкий перечень подходов к организации системы подотчётности. В ряде государств концепция подотчётности неизвестна, а нарушение права на образование является обычной практикой. В других государствах подотчётность оказалась самоцелью, а не инструментом для реализации высококачественного, справедливого и инклюзивного образования.
Система подотчётности должна формироваться в правительстве. Если оно возлагает вину на другие структуры, то это не что иное, как попытка отвлечь внимание от необходимости создания сильной опорной образовательной системы. Правительства всех стран ратифицировали минимум один договор на международном уровне, регулирующий право на образование. Власти страны несут ответственность за его реализацию. На сегодня 82% национальных конституций содержат положения о правах на образование. У чуть более 50% стран имеется возможность обеспечить эти права через суд, что позволяет их жителям привлекать к юридической ответственности власти за нарушение этого права.
Для содействия правительственной подотчётности может использоваться мониторинг. В среднем власти только одной из шести стран размещают результаты мониторинга системы образования в свободном доступе. Национальные доклады по мониторингу готовят и страны со средним доходом, среди которых, к примеру, Республика Молдова и Доминиканская Республика, а также с низким уровнем дохода.
Проведение подотчётности требует наличие сильных независимых органов, в том числе парламентов, омбудсменов и аудиторских организаций. Важную роль играет разработка правил и их реализация, начиная квалификацией педагогов и заканчивая заключением контрактов. Менее 50% стран со средним и низким уровнем доходов имеют образовательные стандарты для младшего школьного возраста, ещё у меньшего числа государств есть система контроля за соблюдением таких стандартов. Почти половина стран не имеет регулирующих положений, касающихся размеров классов.
Применение системы подотчётности на основе успеваемости чревато негативными последствиями, например попыткой обойти её для уклонения от санкций. Кроме того, однозначных свидетельств того, что такой подход обеспечивает рост качества образования, нет.
Доклад ЮНЕСКО охватывает 101 систему образования, из которых только в 51 предусмотрена публикация итогов экзаменов. Из них в 17 такие данные используются для наказания или поощрения учителей и школ. Но зачастую итоги экзаменов обусловлены целым рядом факторов, которые не зависят от школ. Никаких чётких доказательств связи между карательными мерами в отношении школ и учителей и последующим улучшением этих показателей также не существует. Согласно статистическим данным, улучшения или полностью отсутствуют или являются несущественными.
Чаще всего для оценки качества работы учителей используются итоги экзаменов обучающихся. Но результаты эти зависят от разнообразных факторов: способностей школьника, участия в учебном процессе родителей, учебной программы, культуры образовательного учреждения и ресурсов. Сами по себе результаты нельзя рассматривать в качества надёжного показателя качества работы педагогов. Система наказания учителей за низкие показатели по итогам экзаменов является неконструктивной и неэффективной, так как чревата тем, что учителя просто будут корректировать своё поведение в целях самозащиты.
Многие системы мониторинга всё чаще используют различные технологии, несмотря на опасения по поводу низкого уровня доверия к ним и риска вмешательства. В частности, в Пакистане контроль за выходом на работу свыше 210 тысяч педагогов осуществляется с помощью биометрии. В Китае проводят интернет-трансляцию уроков в тысячах школьных классов, что позволяет родителям и общественности вести свой мониторинг поведения обучающихся и работы учителей, а также комментировать весь процесс обучения.
Поскольку образование – коллективная сфера социальной деятельности, то родители и педагоги играют в ней важную роль. Ответственность родителей лежит не только на формировании благоприятной семейной среды. Они должны в обязательном порядке отвечать за посещение своими детьми школы, их поведение и прилежание. С возрастом эти обязанности в большей степени перекладываются на плечи самих учеников.
Самая часто встречаемая проблема – прогулы. По итогам глобального исследования посещаемости занятий в 33 странах оказалось, что за последний месяц средняя доля прогульщиков среди школьников в возрасте от 13 до 17 лет составила около 30%.
Ответственность за посещение детьми школ во многих странах возлагается на родителей. Чаще всего в случае прогулов предусмотрен штраф, а в некоторых государствах – и уголовное наказание.
Подготовить опорную систему подотчётности, отказаться от наказаний педагогов, в первую очередь от тех, за которыми стоят узкие показатели успеваемости.
Не препятствовать СМИ контролировать систему образования и сформировать независимые институты для изучения жалоб.
Подготовить эффективные правовые нормы и соответствующие санкции в отношении образовательных учреждений всех форм собственности, обеспечивающих недискриминацию и качество образования.
Предоставить возможность защищать свои права на образование в судебном порядке (на текущий момент этим правом не могут воспользоваться жители 45% стран мира).
Фото взято с сайта https://volgodonsk.pro.